Главная>Пресс-центр>Публикации>Централизовать или распределять?
Пресс-центр

Публикации в прессе

Централизовать или распределять?

09.09.2008

"Мое дело. Магазин". Сентябрь 2008 года
 
Существуют два подхода в построении архитектуры информационной системы для управления сетевой розничной торговлей: централизованный и распределенный. Обе стратегии управления филиалами имеют свои достоинства и недостатки.

По мнению технического директора компании FIT – France Informatique & Technologie Владимира Новикова, централизованная ИТ-архитектура имеет неоспоримые преимущества для сетевого ритейла и   опыт внедрения решений компании FIT  в более чем 80 торговых сетях  России доказывает этот факт.

- Те компании, которые считают главным конкурентным преимуществом сетевого бизнеса централизацию закупочной политики, уже пришли к пониманию того, что для этого  необходима именно централизованная ИТ-архитектура, - говорит Владимир Новиков.

– Архитектура решения должна быть адекватна стратегии компании, - отмечает Владимир Новиков. Когда компания растет, и объектов насчитываются сотни, на наш взгляд, построить систему на распределенной архитектуре означает столкнуться со все более возрастающим – в пересчете на каждый магазин – ростом расходов на ИТ-сопровождение. В условиях сетевой компании, управляющей сотней и более торговых точек, синхронизировать данные с их последующей консолидацией в центре становится все сложнее и сложнее, и наступает момент, когда это становится просто невозможным. Здесь важно обратить внимание на два аспекта. Первый – масштабируемость, а второй – адекватность росту: ведь если рост компании сопровождается непропорциональным увеличением расходов на ИТ, значит, система не способна оптимально поддержать расширение вашего бизнеса.

Кроме того, должна быть правильно выбрана платформа, позволяющая масштабировать ваше программное решение. Если розничная компания растет, объемы информации о продажах исчисляются не в гигабайтах, а в терабайтах – без использования индустриальных, масштабируемых СУБД (систем управления баз данных) типа Oracle или Progress здесь не обойтись,- рассказывает Владимир Новиков. Понадобятся и операционные системы, с помощью которых можно было бы мигрировать на совершенно другой класс вычислительного оборудования, например, на сервера, построенные с применением RISC-технологий.

Поэтому, с одной стороны, наша компания проповедует централизованную архитектуру, как единственное решение, не увеличивающее, а снижающее стоимость владения ИС, а с другой – использование легко масштабируемых операционных систем и СУБД, таких как ОС Unix и СУБД Oracle, Progress и т.п.

Недостаток же распределенной ИТ-архитектуры, по мнению Владимира Новикова, заключается в том, что функции пользователя зависят не от самого пользователя как такового, а от его местоположения на объектах компании. Любое изменение физического местоположения пользователя или передача функции (делегируемой или отбираемой у пользователей конкретного объекта) требует внесения изменений в систему синхронизации информации между серверами- Представьте себе, что вам нужно перенастроить какую-либо функцию в каждом из магазинов сети, на сотне серверов, при этом, не останавливая процесс управления. Надо  осуществить доступ к большому количеству компьютеров и переустановить программное обеспечение. И в этот момент данная функция не должна выполняться ни на одном из объектов, включая центральный офис. Для этого, естественно, потребуется много времени и человеческих ресурсов, - отметил Владимир Новиков.

При централизованной архитектуре подобных проблем не возникает, и можно гибко распределять управленческие функции между объектами сети, сосредоточив большинство управленцев в центре, снизив тем самым их количество и повысив уровень их квалификации, усилив контроль над их деятельностью. 
При архитектуре с единым сервером все пользователи видят одни и те же данные в любой заданный момент времени. В распределенной системе по-другому: даже если представить, что синхронизация данных осуществляется очень быстро, все равно есть определенный интервал времени, когда эта синхронизация производится. А значит пользователи, находящиеся на разных объектах, видят разную информацию. При росте числа объектов сети подобная дискретность будет только увеличиваться. И решения, принимаемые в главном офисе, будут приниматься на основе запаздывающей информации.

При выборе ИС, безусловно, возникает вопрос, насколько технически надежны централизованная и распределенная ИТ-архитектуры? По словам Владимира Новикова, если канал связи централизованной ИТ-архитектуры временно выходит из строя, то блокируется возможность выполнения персоналом магазина своих функций в рамках информационной системы, а также функций менеджеров центра, связанных с управлением данным удаленным объектом. Но при централизованном управлении управленческие функции персонала магазина минимизированы, а потребность в получении информации с POS-терминалов у менеджеров центра имеет дискретный характер. Поэтому кратковременный выход из строя канала связи не является критическим. Кроме того, при наличии альтернативного, пусть более медленного канала связи (Интернет или посредствам других видов соединения), проблема может быть практически сведена на "нет".
Посчитать затраты на внедрение централизованной или распределенной ИТ-архитектуры можно только исходя из конкретных данных, полученных путем предпроектного анализа, когда составлена спецификация на оборудование и программное обеспечение, а также проведена оценка TCO (совокупной стоимости владения) на обозримую перспективу.

Как отметил Владимир Новиков, оценка совокупной стоимости владения ИС, построенной на принципе централизованной архитектуры, показала ее значительно более низкие значения в сравнении с распределенной, не говоря уже об экономии на управленческом персонале и повышении эффективности работы компании в целом.

- Не требуется доказывать прогрессивность непрерывного способа управления по сравнению с дискретным, – отмечает он. Качество менеджмента существенно снижается, если в Центре обновление информации происходит с определенной периодичностью, поскольку в момент принятия управленческого решения менеджер, работающий в дискретной модели, опирается на не совсем достоверную (неполную) информацию.

Для того чтобы любые изменения, происходящие в магазине, немедленно отражались в Центре, необходимо наличие постоянного канала связи. Если удается построить такой канал и обеспечить работу в режиме on-line с единым сервером БД, то это позволяет сконцентрировать инвестиции на едином сервере, и уменьшить все остальные затраты: приобретение системного, а иногда и прикладного программного обеспечения , а самое главное - услуг ИТ-специалистов на развертывание серверов, установку и настройку программного обеспечения, обучение персонала, не говоря уже о последующей технической поддержке всего этого ИТ "хозяйства", - поясняет Владимир Новиков. Конечно, потребуются затраты на построение каналов связи, но не надо забывать, что это позволит дополнительно (в десятки раз) снизить рост аппарата управления при перспективном росте объектов сетевой торговой компании.

Затраты на каналы не идут ни в какое сравнение с экономической выгодой, получаемой за счет сокращения издержек и высокой оперативности в управлении.

Врезка

С ростом сети применение централизованной архитектуры информационной системы позволяет получать все более ощутимую выгоду. На определенном этапе развития количество магазинов растет, а количество "айтишников" в сети и затраты на них – практически остаются неизменными: администрирование и сопровождение осуществляются ими из центрального офиса с редкими выездами на объекты. При распределенной архитектуре этого не происходит.

Теги


Информация о компании France Informatique & Technologie (FIT)

Компания FIT более 25 лет работает на российском рынке и является одним из лидеров комплексной автоматизации сетей супер- и гипермаркетов. Компания FIT является разработчиком наиболее популярной на российском рынке системы автоматизированного управления сетевым розничным предприятием GESTORI Pro, аналитической системы DiAna: Digital Analytics Pro, кассовых систем «POS-FIT-K» Версия 5.01 и «POS-FIT-ФР».

Клиенты

Клиентами FIT являются более 1000 торговых компаний России и Беларуси, среди которых более 100 крупных сетей супер- и гипермаркетов, в том числе ЛИНИЯ, КИРОВСКИЙ, МАКСИДОМ, МАГНОЛИЯ, FIX PRICE, МОНЕТКА, АВОСЬКА, АЙКРАФТ, АБК, РИНГ и др.

Награды

Компания FIT – многократный обладатель премии «Золотые Весы» как лучший автоматизатор сетей супер- и гипермаркетов в сегментах food, DIY, drogerie и др. Национальная профессиональная премия «Золотые Весы» – высшая профессиональная награда РФ, присуждаемая за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли.

В 2010 году BI-система DiAna: Digital Analytics Pro стала лауреатом обзора PC Magazine/RE «Лучшие программы 2010». Редакция признала разработку компании FIT продуктом, вошедшим в число наиболее актуальных, интересных и качественных разработок 2010 года, оказавшим большое влияние на свой сегмент рынка, установив новые стандарты качества и функциональности.

Система GESTORI Pro (Back-Office)

GESTORI Pro – специализированный программный комплекс управления товародвижением в сетях супер- и гипермаркетов, включая подсистему управления логистикой склада класса WMS (Warehouse Management Systems), учитывающую и определяющую местоположение товаров на распределительных и дистрибьюторских центрах. Гибкость и богатство функционала системы GESTORI Pro, быстрота и легкость ее внедрения объясняют стабильный рост спроса на нее со стороны ритейлеров.

В рейтинге крупнейших розничных сетей России «INFOLine Retail Russia TOP-100 2015» система GESTORI Pro уверенно лидирует по числу пользователей: каждая четвертая российская сеть FMCG и DIY, входящая в число 70 ведущих компаний отрасли, использует эту разработку от компании FIT.

Отличительные особенности: надежность, масштабируемость, использование платформ разработки промышленного класса, эффективный удаленный доступ к базе данных с использованием низкоскоростных каналов. Логично дополняет GESTORI Pro аналитическая система DiAna: Digital Analytics Pro, относящаяся к классу BI (Business Intelligence).

Система DiAna: Digital Analytics Pro – аналитическая система класса BI

Специализированная на решении задач ритейла, программа помогает принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа продаж и динамики складских запасов: помочь оптимизировать ассортимент и товарные запасы, правильно определить предпочтения типовых покупателей магазина, определить наиболее адекватные цены, которые позволят добиться максимальной прибыли от продаж данного товара. Причем система работает максимально быстро и наглядно. Такие возможности особенно востребованы при обработке больших массивов данных, когда очень важно не упустить логическую нить размышления из-за ожидания. Так, формирование графика динамики продаж или складских запасов крупного торгового предприятия за год занимает всего несколько секунд.

Систему DiAna: Digital Analytics Pro делает уникальной на рынке использование адаптированных математических моделей для решения прикладных ритейловых задач бизнес-анализа. В их числе модифицированные для ассортиментного анализа и планирования методики Бостонской матрицы, Дибб-Симкина, эконометрические модели и др.

DiAna: Digital Analytics Pro – лауреат обзора «BEST SOFT 2010», одна из лучших программ года по мнению редакции журнала PC Magazine/RE.

DiAna: Digital Analytics Pro – одна из немногих систем, разработанная специально для анализа информации каждого отдельного чека, продаж на каждой отдельной кассе вплоть до анализа загруженности той или иной смены кассиров на ней. Такой подход дает возможность составить полноценный портрет покупателя, выработать позиционирование с учетом его потребностей, вплоть до учета времени года, времени суток и географического положения торговой точки и на основе этого сформировать продуманную ассортиментную и ценовую политики.

Немаловажная особенность системы – ее универсальность в стыковке. Новая версия DiAna: Digital Analytics Pro работает не только с системой GESTORI Pro от компании FIT, но и может быть интегрирована с любой другой розничной системой управления товародвижением, уже используемой в торговой сети.

Front-end оборудование и кассовые системы (Front-Office)

Являясь Уполномоченным Поставщиком решений корпорации NCR уровня PREMIER на российском рынке, компания FIT осуществляет продажи и внедрение полного спектра решений корпорации NCR для розничной торговли, куда входят:
  • системы кассового самообслуживания Self-Checkouts (FastLane SelfServ Checkout),
  • POS-терминалы (RealPOS),
  • сканеры, биоптические сканеры и сканер-весы (RealScan),
  • принтеры и иное периферийное оборудование (RealPOS Printers, RealPOS Peripherals),
  • онлайн ККТ,
  • фискальные регистраторы,
  • соответствующие программные комплексы (SelfServ Checkout Software, Advanced Checkout Software, «POS-FIT-K» версия 5.01, «POS-FIT-ФР»).
Компания FIT провела интеграцию кассовой системы «POS-FIT-ФР» c программными комплексами кассовых систем самообслуживания NCR FastLane SelfServ Checkout (SSCO) и Fujitsu U-Scan Genesis, первой на российском рынке внедрив технологию самообслуживания у российского клиента — в сети супермаркетов «Магнолия» и одной из первых среди партнеров NCR — в сети продуктовых супермаркетов SEVEN.
 
Оборудование и программное обеспечение компании NCR используют ведущие розничные сети: Wal-Mart, Carrefour, Metro, Ahold, Target, Home Depot, Tesco и другие участники списка TOP-100 мирового ритейла.

Среди российских клиентов NCR – крупнейшие розничные операторы: «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Глобус», «Максидом», SPAR, «Монетка», «Поляна» и другие.

Эффективная сервисная поддержка всего поставляемого оборудования осуществляется сетью центров технического обслуживания (ЦТО), которую FIT активно развивает по всей стране, являясь заявителем в реестр ККТ целого спектра моделей онлайн касс.

Наверх