Главная>Пресс-центр>Публикации>Автоматизация в сетевой розничной торговой компании, включающей франчайзинговые предприятия.
Пресс-центр

Публикации в прессе

Автоматизация в сетевой розничной торговой компании, включающей франчайзинговые предприятия.

01.01.2003

Важным аспектом текущего этапа развития сетевой розничной торговли в России является франчайзинг.

Франчайзинг, с одной стороны, позволяет ускорить рост и становление розничной сети, владеющей современными технологиями, ведь даже экстенсивный рост по франчайзинговой схеме позволяет контролировать большую часть рынка, способствует популяризации торговой марки. С другой стороны, вооружает компании, идущие по пути диверсификации своего бизнеса в направлении быстрого выхода и развития в сфере сетевой розничной торговли, передовым опытом успешных национальных и интернациональных сетевых операторов. Однако, управление торговой компанией, содержащей франчайзинговые предприятия, имеет особенности, связанные с кооперацией различных предприятий, имеющих как общие, так и частные интересы в создаваемом объединении.

Управление таким объединением является более сложной задачей, по сравнению с однородной компанией. Тем не менее, взаимная выгода такого объединения очевидна и она заставляет искать пути формирования эффективной схемы совместного функционирования. Одной из важнейших задач, стоящих перед компанией, содержащей франчайзинговые предприятия, является построение наиболее оптимальной логистической модели работы. В настоящем докладе мы остановимся только на этой проблеме.

На наш взгляд, можно выделить три основные схемы управления товародвижением в компании, содержащей франчайзинговые предприятия:

Первая схема управления

Независимое (автономное) оперативное управление товародвижением в рамках единых правил консолидированной закупочной политики, в частности работа с единой номенклатурой и одними поставщиками. Так называемая "мягкая" франчайзинговая логистическая модель. Как правило, данная модель ставит своей основной целью получение наиболее выгодных условий закупки товара у поставщиков благодаря увеличению объемов совместно закупаемых товаров. При этом, сам процесс торговли, его организация, не регламентируются очень жестко. Главное условие, с точки зрения организации логистики, контроль за ассортиментной политикой франчайзи, для того, чтобы он закупал стратегически важный для головной компании товар в нужных количествах, а не "пользовался" возможностью через франчайзинг получить наиболее низкие цены без ответственности за объем.

Вторая схема управления

Единое оперативное управление товародвижением в рамках всей компании, когда все подразделения работают с единой информационной системой и единым закупочным центром. Или, иначе, – "жесткая" франчайзинговая логистическая модель. Данная модель предполагает полное повторение у франчайзи общей технологии работы сети. При этом весь логистический процесс от закупки товара у поставщиков до пополнения запасов во франчайзинговом магазине берет на себя сетевая компания, предоставляющая франшизу. Все что остается делать франчайзи – торговать и следить за соответствием работы своего подразделения общим правилам и сетевым стандартам.

И, наконец, третья схема

Смешанное оперативное управление товародвижением, когда часть франчайзинговых подразделений ведет независимые закупки, оставаясь в рамках единых правил консолидированной закупочной политики, а другая часть франчайзинговых подразделений ведет единое оперативное управление по "жесткой" модели. В этом случае информационная система должна обеспечивать синхронизацию нормативно-справочной информации во всех подразделениях компании. Её также можно назвать "гибридной" франчайзинговой логистической моделью. Информационная система, используемая компанией развивающей франчайзинг, должна обеспечить управление товародвижением по всем трем моделям, так как в процессе роста компании на разных этапах может быть востребована любая из перечисленных ранее логистических схем.

Так, наиболее предпочтительной архитектурой информационной системы для "жесткой" франчайзинговой логистической модели является централизованная. Здесь применим принцип аутсорсинга как информационных ресурсов сетеобразующей компании, так и кадровых ресурсов высокого уровня квалификации, обладающих значительным опытом работы в данной сфере. В качестве примера реализации данной модели на практике можно привести опыт трех франчайзинговых подразделений в торговой сети "Копейка".

"Мягкая" и "гибридная" франчайзинговые логистические модели могут работать как на централизованной, так и на распределенной архитектуре информационной системы или в смешанном варианте. В случае применения распределенной архитектуры вычислительной системы для всех франчайзинговых логистических моделей, необходимо делегировать центру ведение нормативно справочной информации, как инструмент проведения единой закупочной и ассортиментной политики, создать единое понятийное пространство. Фанчайзинговые подразделения, получая эту информацию через механизмы синхронизации баз данных информационных систем, руководствуются ею в своей работе.

На наш взгляд, "гибридная" франчайзинговая логистическая модель в условиях России является практически единственно возможной при построении общероссийских торговых розничных сетей, что означает их распределенность в рамках нескольких регионов, содержащих франчайзинговые подразделения.

Система Gestori работает по "мягкой" логистической модели в компании SPAR и в трёх подразделениях компании "Марта", являющихся франчайзинговыми подразделениями московского SPAR. В рамках общей сети функционирует гибридная архитектура информационной системы, включающая два вида архитектур – централизованную и распределенную. Так, система Gestori установлена на сервере в офисе компании SPAR, где осуществляется централизованная закупка для подразделений самого московского SPAR'а и поддерживает централизованную архитектуру для собственных подразделений SPAR'а. Та же система Gestori развернута и в компании "Марта" с применением централизованной архитектуры (все магазины работают по выделенным каналам и по ним осуществляется независимое от SPAR оперативное управление товародвижением). При этом, между серверами головного SPAR'а, в лице SPAR Retail'а, и франчайзи в лице "Марты" осуществляется взаимодействие на основе принципов организации распределенной архитектуры информационной системы.

Данное построение архитектуры информационной системы позволяет создать единое пространство нормативно-справочной информации, ввод которой осуществляется только в офисе компании SPAR. И через систему синхронизации осуществляется передача нормативно справочной информации из московского SPAR во франчайзинговые подразделения "Марты". Тем самым реализуется функция контроля за составом поставщиков и ассортиментом товаров, с которыми работает франчайзи, со стороны головной компании SPAR.

Опыт эксплуатации информационной системы Gestori в течение нескольких лет в различных логистических франчайзинговых моделях, позволяет сделать вывод о возможности ее эффективного использования для автоматизации процессов управления товародвижением в сетевых розничных торговых компаниях, содержащих франчайзинговые предприятия.

Владимир Новиков, Технический директор FIT


Теги


Информация о компании France Informatique & Technologie (FIT)

Компания FIT более 25 лет работает на российском рынке и является одним из лидеров комплексной автоматизации сетей супер- и гипермаркетов. Компания FIT является разработчиком наиболее популярной на российском рынке системы автоматизированного управления сетевым розничным предприятием GESTORI Pro, аналитической системы DiAna: Digital Analytics Pro, кассовых систем «POS-FIT-K» Версия 5.01 и «POS-FIT-ФР».

Клиенты

Клиентами FIT являются более 1000 торговых компаний России и Беларуси, среди которых более 100 крупных сетей супер- и гипермаркетов, в том числе ЛИНИЯ, КИРОВСКИЙ, МАКСИДОМ, МАГНОЛИЯ, FIX PRICE, МОНЕТКА, АВОСЬКА, АЙКРАФТ, АБК, РИНГ и др.

Награды

Компания FIT – многократный обладатель премии «Золотые Весы» как лучший автоматизатор сетей супер- и гипермаркетов в сегментах food, DIY, drogerie и др. Национальная профессиональная премия «Золотые Весы» – высшая профессиональная награда РФ, присуждаемая за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли.

В 2010 году BI-система DiAna: Digital Analytics Pro стала лауреатом обзора PC Magazine/RE «Лучшие программы 2010». Редакция признала разработку компании FIT продуктом, вошедшим в число наиболее актуальных, интересных и качественных разработок 2010 года, оказавшим большое влияние на свой сегмент рынка, установив новые стандарты качества и функциональности.

Система GESTORI Pro (Back-Office)

GESTORI Pro – специализированный программный комплекс управления товародвижением в сетях супер- и гипермаркетов, включая подсистему управления логистикой склада класса WMS (Warehouse Management Systems), учитывающую и определяющую местоположение товаров на распределительных и дистрибьюторских центрах. Гибкость и богатство функционала системы GESTORI Pro, быстрота и легкость ее внедрения объясняют стабильный рост спроса на нее со стороны ритейлеров.

В рейтинге крупнейших розничных сетей России «INFOLine Retail Russia TOP-100 2015» система GESTORI Pro уверенно лидирует по числу пользователей: каждая четвертая российская сеть FMCG и DIY, входящая в число 70 ведущих компаний отрасли, использует эту разработку от компании FIT.

Отличительные особенности: надежность, масштабируемость, использование платформ разработки промышленного класса, эффективный удаленный доступ к базе данных с использованием низкоскоростных каналов. Логично дополняет GESTORI Pro аналитическая система DiAna: Digital Analytics Pro, относящаяся к классу BI (Business Intelligence).

Система DiAna: Digital Analytics Pro – аналитическая система класса BI

Специализированная на решении задач ритейла, программа помогает принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа продаж и динамики складских запасов: помочь оптимизировать ассортимент и товарные запасы, правильно определить предпочтения типовых покупателей магазина, определить наиболее адекватные цены, которые позволят добиться максимальной прибыли от продаж данного товара. Причем система работает максимально быстро и наглядно. Такие возможности особенно востребованы при обработке больших массивов данных, когда очень важно не упустить логическую нить размышления из-за ожидания. Так, формирование графика динамики продаж или складских запасов крупного торгового предприятия за год занимает всего несколько секунд.

Систему DiAna: Digital Analytics Pro делает уникальной на рынке использование адаптированных математических моделей для решения прикладных ритейловых задач бизнес-анализа. В их числе модифицированные для ассортиментного анализа и планирования методики Бостонской матрицы, Дибб-Симкина, эконометрические модели и др.

DiAna: Digital Analytics Pro – лауреат обзора «BEST SOFT 2010», одна из лучших программ года по мнению редакции журнала PC Magazine/RE.

DiAna: Digital Analytics Pro – одна из немногих систем, разработанная специально для анализа информации каждого отдельного чека, продаж на каждой отдельной кассе вплоть до анализа загруженности той или иной смены кассиров на ней. Такой подход дает возможность составить полноценный портрет покупателя, выработать позиционирование с учетом его потребностей, вплоть до учета времени года, времени суток и географического положения торговой точки и на основе этого сформировать продуманную ассортиментную и ценовую политики.

Немаловажная особенность системы – ее универсальность в стыковке. Новая версия DiAna: Digital Analytics Pro работает не только с системой GESTORI Pro от компании FIT, но и может быть интегрирована с любой другой розничной системой управления товародвижением, уже используемой в торговой сети.

Front-end оборудование и кассовые системы (Front-Office)

Являясь Уполномоченным Поставщиком решений корпорации NCR уровня PREMIER на российском рынке, компания FIT осуществляет продажи и внедрение полного спектра решений корпорации NCR для розничной торговли, куда входят:
  • системы кассового самообслуживания Self-Checkouts (FastLane SelfServ Checkout),
  • POS-терминалы (RealPOS),
  • сканеры, биоптические сканеры и сканер-весы (RealScan),
  • принтеры и иное периферийное оборудование (RealPOS Printers, RealPOS Peripherals),
  • онлайн ККТ,
  • фискальные регистраторы,
  • соответствующие программные комплексы (SelfServ Checkout Software, Advanced Checkout Software, «POS-FIT-K» версия 5.01, «POS-FIT-ФР»).
Компания FIT провела интеграцию кассовой системы «POS-FIT-ФР» c программными комплексами кассовых систем самообслуживания NCR FastLane SelfServ Checkout (SSCO) и Fujitsu U-Scan Genesis, первой на российском рынке внедрив технологию самообслуживания у российского клиента — в сети супермаркетов «Магнолия» и одной из первых среди партнеров NCR — в сети продуктовых супермаркетов SEVEN.
 
Оборудование и программное обеспечение компании NCR используют ведущие розничные сети: Wal-Mart, Carrefour, Metro, Ahold, Target, Home Depot, Tesco и другие участники списка TOP-100 мирового ритейла.

Среди российских клиентов NCR – крупнейшие розничные операторы: «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Глобус», «Максидом», SPAR, «Монетка», «Поляна» и другие.

Эффективная сервисная поддержка всего поставляемого оборудования осуществляется сетью центров технического обслуживания (ЦТО), которую FIT активно развивает по всей стране, являясь заявителем в реестр ККТ целого спектра моделей онлайн касс.

Наверх